- Литургия
- (греч. leiturgia — служба, богослужение) — главное богослужение в православной и католич. церквах. У католиков называется мессой (от лат. missa — отпускание) по фразе, которой богослужение объявляется оконченным — «Ite, missa est». Л. в христианстве появилась еще в эпоху античности. Ядро ее составляет таинство евхаристии. Сформировалась л. путем добавления к таинству др. ритуальных действий, молитв, песнопений. В различных церквах в поздней античности и Раннем Средневековье создавались свои образцы л. (Антио-хия, Александрия, Константинополь, Рим, Карфаген и т. д.). В конечном счете в визант. церкви утвердились литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. В католич. церкви в ходе унификации обрядности, связанной с установлением в зап. христианстве главенства рим. пап, единственной формой л. стала рим. месса. Особую роль в этом сыграло распоряжение франкского короля Пипина Короткого, обязавшего в 754 г. всех подвластных ему епископов пользоваться только рим. литургич. книгами.Л. представляет собой сложное драматизированное действие; в основе ее символики — земная жизнь Иисуса Христа, особенно его крестная жертва, открывшая людям путь к спасению. В религ. жизни людей Средневековья л. занимала центр, место и воспринималась как важнейшая часть ритуализированной жизни человека. И хотя подавляющее большинство верующих не знало латыни, на которой совершалась месса, она оказывала глубокое эмоциональное воздействие. К л. следовало тщательно готовиться, и многие люди, ощущая свою греховность, опасались подходить к причастию. В средние века ритуал л. был строго зафиксирован в литургич. книгах, в которых устанавливалось, в какой день и какие отрывки из Библии следует читать, какие молитвы произносить. Таким образом был создан годовой литургич. цикл. Существенным нововведением было появление в X в. в мессе органной музыки.Лит.: Wierusz-Kowalski J. Liturgika. Warszawa. 1956.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.